В общем-то почти все выдающиеся психологи и педагоги (М.Монтессори, Л.Выготский, Г.Доман, М.Ибука, Р.Штайнер и др.), отмечают прямую связь между физическим и интеллектуальным развитием. Движение - это естественное состояние ребенка. Чем больше у ребёнка возможностей двигаться соответственно возрасту и природе, тем активнее он развивает мыслительные процессы, воображение, творческие способности, речь. Движение заложено в нас самой природой, около 650 мышц нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга. Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт.
Все же замечали, что ребенок больше всего любит бегать! Он на инстинктивном уровне знает, что ему требуется. Я часто наблюдаю картину на своих занятиях, когда дети приходят в просторный светлый зал, они сразу начинают бегать, буквально наворачивать круги первые несколько минут. И в этом мы их ни в ком случае не должны ограничивать! Дома, как правило, диапазон движений очень не велик, квартиры часто малогабаритные, развернуться негде. Мой совет – побольше гуляйте на свежем воздухе, дайте ребенку набегаться. Не ограничивайте малыша в разнообразных проявлениях движения, пусть бегает, прыгает, кувыркается вдоволь, насидеться за столом он еще успеет!
Ничто так не способствует созреванию нервно-чувственной системы, а также сенсорно-моторной координации, как физическое движение и радость от открытия чувственного мира - с помощью всех органов чувств (цитата М.Глеклер)
А базовыми чувствами ребенка-дошкольника являются именно телесные чувства - это чувства осязания, движения, жизни и равновесия. Из них складывается ощущение своего тела, фундамент, который закладывается в первые 7-8 лет жизни, который будет служить основой для его дальнейшего интеллектуального, социального и личностного развития.
Чувство осязания отвечает за телесное бытие, ощущение границ собственного тела, его формы и размеров, за идентификацию себя, чувство контакта с другими предметами и чувство опоры, ощущение себя в своем теле как дома. Это основа нашей самоидентификации и независимости. Осязание является посредником в получении первого опыта исследования окружающего мира и людей, оказывает влияние на нашу социальность в более позднем возрасте. Оно также дает внутреннюю уверенность, чувство надежности и безопасности. отвечает за внимательность.
Что нужно для развития:
Прежде всего, младенцу требуются разнообразные прикосновения взрослого, также одежды, пеленок и т.п. Потому что таким образом он узнает что-то и о своем теле и способен идентифицироваться с ним. Тот, кто благодаря богатому опыту прикосновений хорошо знает свои границы, знает также и границы других. Если у ребенка ослабленная концентрация, ребенок беспокойный, боязливый, или наоборот агрессивный, не соблюдающий дистанцию, нужно поработать с тактильным опытом.
Когда ребенок становится постарше, он очень любит строить домики из всевозможных коробок, укрываться пледом, закатываться в коврик, оборачиваться в пледы, кататься в гамаке. Все это способствует познанию границ своего тела. Кстати хороши еще для этой цели тяжелые одеяла, под ними любят спать и дети и взрослые, сразу становится комфортно и уютно.
На занятиях ИгроЙогой наше базовое упражнение для развития этого чувства – это «выползание»: мама крепко обнимает ребенка и не отпускает захват, а он должен выползти как будто вытекает водичка – мягко, плавно, находя оптимальный выход из возникшей сложной ситуации. Также для развития чувства осязания мы часто используем туннели, укрывание и катания в пледе, массажные мячики, захваты предметов пальцами ног.
Благодаря чувству жизни мы также знакомимся со своим телом и границами его возможностей – опыт восприятия голода, жажды, утомления, и противоположных ощущений позволяют почувствовать границы допустимой нагрузки. Мы постигаем чувство меры и знаем, какие требования можем предъявить к своему телу. Это делает нас способными к различным достижениям и дает уверенность в себе.
Если мы долго занимаемся одной и той же деятельностью, это очень утомляет. Если мы через некоторые промежутки заменяем эту работу другой, мы устаем меньше и выдерживаем дольше. У детей это происходит само собой, когда они играют самостоятельно (после концентрированной игры они встают, начинают бегать-прыгать, а потом опять могут углубиться в игру). Кстати на занятиях мы именно поэтому тоже чередуем различные виды деятельности – статику перемежаем динамическими упражнениями, пробежками, песенками.
Что нужно для развития:
Ритмичная схема занятий, распорядок дня, общие трапезы, прогулки и походы, самостоятельная деятельность, нести/толкать/тащить что-то тяжелое – в этом дети пробуют свои силы. На занятиях ИгроЙогой и любой физкультурой это сплошь и рядом, в общем-то к развитию чувства относятся любые физ нагрузки и упражнения. Хорошие игры – лошадь и наездник, перетягивание каната, они позволяют почувствовать силы другого и оценить собственные.
Важно, чтобы дети имели возможность многое делать самостоятельно. Получая опыт «я могу» они формируют уверенность в себе и самоуважение. Важно, чтобы задачи были посильными и соответствовали возрасту и его способностям (без сверх легких и сверхтяжелых задач)
Чувство движения превращает нас в активных людей, способных участвовать в преобразовании окружающего мира. Практика пробуждения чувства движения предполагает опыт различных движений, изменений положения тела, развитие подвижности, координации, ловкости, способности вписываться в круговое движение. А это предпосылки для развития таких способностей как эмпатия, умение адаптироваться и работать в коллективе. При помощи этого чувства наряду с самими движениями мы воспринимаем положение конечностей и позу тела (проприоцепция) – мы в любой момент знаем, как мы стоим или сидим, где находятся наши ноги и руки. Есть тесная связь между движением и когнитивными способностями, ровно как и между движением и речью. Например, развитие речи можно поддержать и ускорить благодаря использованию жестов и пантомимы (пальчиковые и жестовые игры) Современные исследования показывают, что для активного развития головного мозга требуется тело, которое двигается. Кроме того, посредством движения мы можем выразить себя – можно наблюдать в детях, которые хотят выразить себя, но имеют проблемы с речью – они быстро теряют терпение, становятся шумными и агрессивными.
Что нужно для развития:
В младшем возрасте ребенку обязательно нужны образцы движения (прямоходящие люди, чтобы научиться ходить). Пример – дети-маугли, которые бегали ловко на 4х конечностях, подражая волкам.
Второе важнейшее условие – это побуждающая к движению территория (приспособления для лазания, шведская стенка, столы/стулья).
Упражнения, которые учат приспосабливать вписывать в движение обьекта – это прыжки через скакалку, игры с мячом, игры на меткость (собирать мячики в корзину), эстафеты, прыжки в мешке, жмурк, игра занять стул.
Умение встраиваться в общий ход движения (а это предпосылка для умения работать в команде) - игры-песни и хороводные игры, движение по кругу, - пробежки на носочках, пятках и т.п.), хорошее упражнение «волна» (как на стадионе, движение в кругу по очереди) – все это мы часто используем на детской ИгроЙоге.
Чувство равновесия:
Меняя позы и положение тела в пространстве, ребенок учится в разных ситуациях удерживать себя и справляться с любой ситуацией. Развивая чувство равновесия, он обретает ощущение надежности, спокойствия и внутренней уверенности, тренирует внимательность, готовность к риску.
При каждом движении наша ситуация равновесия меняется, наш мозг воспринимает эти изменения и реагирует, как правило неосознанно, изменением положения тела или только лишь мышечного напряжения. Тот кто обрел уверенность в равновесии справится с любой ситуацией, поскольку он развивает способностью входить в существующие ситуации и заданные условия и адаптироваться к ним.
Важно, чтобы развить это чувство мы должны отважиться на определенные действия, обрести некий опыт, связанный с риском.
Что нужно для развития:
все упражнения на баланс (на одной ноге), лазание, хождение по бревну, бардюру и т.п. Сюда же относятся качели, карусели, горки – ведь необходимо удержать тело в вертикальном положении на движущемся предмете, а также самокаты, велосипеды, ходули, ролики. Хорошее упражнение – любые прыжки и подскоки, прыжки через различные препятствия – приземлившись нужно быстро принять вертикальное положение. Отличные игры – это опять же скакалочка, резиночка, они тренируют сразу комплекс телесных чувств.
Моя домашняя практика часто связана с развитием дочкиных навыков лазания и удержания равновесия – ведь даже чтобы залезть на маму, нужно немало потрудиться :) А на занятиях мы практикуем еще много упражнений на удержание динамического равновесия, когда нужно не только залезть, но и удержаться когда мама активно двигается.
Развивая все эти телесные чувства мы помимо непосредственно физического развития (движение, ловкость, координация, равновесие) способствуем развитию тех умений и личных качеств, которые потребуются нашему ребенку в дальнейшем, в жизни и работе.